Как договориться с ленивым ребёнком? Часть 1

Как договориться с ленивым ребёнком? Часть 1
09.07.2018 Ольга Бологова

Всем родителям знакомо это неприятное чувство, когда ты предлагаешь ребенку сделать что-то полезное, а он начинает ныть и капризничать. Мама расстраивается и сердится, она не понимает, что предпринять. Заставить ребенка сделать что-то против его воли – вроде бы, плохо, не сделать этого — тоже нельзя. Причем, часто это касается вещей, которых нельзя избежать.

Проще всего с маленькими, они кричат громче, но и успокаиваются быстрее. Например, надо сдать анализ крови, это больно и страшно. А ведь многим мамам удается уговорить своих малышей потерпеть, и у них это получается.
Со старшими сложнее. Не хочет учиться или помогать по дому, и все тут! И каждый день у мамы головная боль: как его заставить?
Хотите предложу вам три идеи, как реагировать на такие ситуации без лишних переживаний?
Идея первая. Когда мы слышим, что ребенок отказывается от чего-то нужного, мы расстраиваемся. Мы желаем ему самого хорошего от всей души, но натыкаемся на сопротивление. Чем крепче ребенок держит оборону, тем больше мы прикладываем усилий, чтобы пробить эту стену. Большинству взрослых это не удается, дети оказываются хитрее, они обыгрывают нас. Мы сердимся на них и теряем силу.

А что если посмотреть на ситуацию по-другому?

Вы уже много раз предлагали ребенку что-то сделать, например, вымыть посуду после обеда. Он каждый раз убегаел из кухни под разными предлогами, не сделав этого.
Вы уже знаете это сценарий. Знаете, что он в очередной раз повторится. Так зачем же сердиться? Не стоит тратить свои драгоценные силы на переживания.
Представьте, что перед вами хитрый соперник в игре, и вам сегодня надо обыграть его. Вы уже заранее знаете все его отмазки. Вы уже провели разведку. Вы уже слышали каждое слово. Это прекрасно! Запишите их. Теперь эти слова не расстраивают вас. Это клад. С их помощью вы сможете выиграть!

Заранее, еще до обеда продумайте свой ответ на каждое возражение ребенка. После того, как он озвучит причину, по которой он никак не может помыть посуду, согласитесь с ним. Конечно, вы понимаете, какое важное дело у ребенка сейчас. А потом просто спросите, когда же он сможет это сделать. Если он снова ответит отказом, задайте еще вопрос. Лучше всего вопросы записать, так как импровизировать их будет сложно, если вы не привыкли к этому.

— Саня, помой, пожалуйста, свою тарелку.
— Не, мам, я устал.
— Ну, хорошо! (Главное, согласитесь с ним!)
— После того, как ты немного отдохнешь, ты сможешь помыть?
— Конечно! (Теперь он согласился! Хотя, это пока ничего не значит.)
— Отлично! (Опять вы согласились!) Я знаю, что тебе не тяжело это сделать. Но я думаю, что тебе сложнее будет это вспомнить. Мне нужно будет напомнить тебе, или ты сам вспомнишь?
— Сам.
— А как ты это сделаешь?
— Ну, я не знаю…
— Давай, тогда я напомню тебе, чтобы ты случайно не забыл. Хорошо? (Очень мирное предложение, не правда ли? Ну как тут отказаться?)
— Хорошо.
— Отлично, давай так и сделаем. Сколько времени тебе надо отдохнуть?
— Полчаса.
— Ну и хорошо. Посуда сможет подождать полчасика, пока ты отдохнешь. А я если что, напомню, лады?
— Ну, ладно…

Ребенок согласился вымыть посуду позже, потом дал свое согласие, чтобы вы напомнили ему. Вы договорились о времени. Будет ли он сердиться, когда вы напомните о деле? Нет, конечно, ведь это был ваш мирный договор. Он принимал решение самостоятельно.

Когда он первый раз ответил вам, что сделает дело позже, он совсем не был в это уверен. Он просто ответил, чтобы от него отвязались. Но вы смогли провести разговор так, что ему пришлось согласиться с вами. Хороших результатов в этом случае получается два: во-первых, дело будет сделано, хоть и немного позже, во-вторых, все это произойдет без битвы.