Стремишься к результату — проиграешь!

Стремишься к результату — проиграешь!
09.07.2018 Ольга Бологова

Хотите, чтобы ваши дети росли успешными? Перестаньте торопить их!
Хотите много успевать? Не стремитесь к результатам!
Как это не покажется странным, но это действительно так. Психологи уже используют два словечка, наблюдая за устремлениями людей: «результатники» и «процессники». Результатников гораздо больше. И их всегда ожидает разочарование. Вся наша система образования рассчитана на результат. Поэтому почти все дети сейчас не хотят учиться. Мы переживаем из-за этого, не понимая, что вся эта ситуация создана нами самими, как раз из-за наших ожиданий того, чего невозможного достичь.

Как именно это происходит, мы обсуждали в родителями на первом вебинаре из тренинга «Образование с душой». Сейчас в этом посте я решила дать вам краткий конспект этой темы.

Итак,

«Результатники» — это люди, озабоченные тем, чтобы увидеть результаты своих трудов. У «результатов» есть две особенности.
Первая — это то, что результаты всегда ожидаются в будущем. То есть, сейчас мы должны трудиться в поте лица, и потом, возможно, за это нас ждет награда. Мы надеемся, что наши труды в будущем окупятся. Но одновременно с этой надеждой у нас все же есть сомнения. А вдруг все произойдет совсем не так, как мы бы того хотели. И потому рядом с надеждой всегда возникает страх.

Ситуация становится еще более запутанной. Мы хотим верить, что сейчас надо прикладывать много усилий, чобы в будущем получить плоды. Но мы одновременно боимся, что можем не получить их. И тогда для большей надежности мы принимаем решение трудиться еще более усиленно, порой даже не оставля себе времени для отдыха.

Стоит ли удивляться, что в этом случае мы можем потерять силы гораздо раньше, чем наступит это ожидаемое прекрасное будущее с его результатами?

Вторая особенность «результатов» — это ожидание подтверждения. Нам не просто нужен успех, нам нужно подтверждение, что наш успех успешнее других. Иначе зачем мы бы так стремились к грамотам, наградам, призам в соревнованиях?

Если наши дети не получают достаточное количество пятерок или грамот за победы в соревнованиях, мы склонны считать их неуспешными. То есть, у нас опять-таки двойное ожидание: не просто сделать хорошо, а сделать лучше кого-то. Тогда вместо друзей у нас возникают соперникии, и нам обязательно надо их победить, иначе мы никому не докажем, что мы достаточно хороши.

И тут снова возникает страх. А вдруг соперник окажется сильным? Что мне делать? Вероятно, надо трудиться еще больше, чтобы победить его!

Надо ли говорить, что именно страх, который сопровождает все наши ожидания, мешает достигать нам поставленных целей? Действуя из состояния страха, мы всегда действуем через силу. Мы привыкли подавлять сами себя, свои желания, своих близких, особенно детей, потому что стремимся к прекрасному будущему. Не важно, как мы чувствуем себя сейчас! В будущем мы, возможно, докажем кому-то, что наши старания были не напрасны, что мы на самом деле хороши и получим подтверждение нашим ожиданиям.

Что это, если не обыкновенные амбиции? И чем у нас их больше, тем больше сил мы тратим на борьбу с собой и конкурентами, и тем меньше сил остается на достижение успеха.

И, возможно, я вас огорчу, но РЕЗУЛЬТАТНИКИ ВСЕГДА ПРОИГРЫВАЮТ!!!

«Процессники» не стремятся к результатам. Это люди более осознанные, и они понимают, что свои жизненные силы нужно использовать более рационально. Они не хотят тратить свои силы попусту, а стремятся сберечь, а еще лучше, научиться умножать их! И тогда они направляют свое внимание именно на то, чтобы умножить свои силы.

Они ставят перед собой задачу организовывать все нужны процессы таким образом, чтобы получать от них удовольствие прямо сейчас. Какие бы сложные действия мы не выполняли, они могут доставлять нам удовлетворение и нравиться нам. И когда нам удается что-то организовать таким образом, наша сила возрастает! Это и есть награда за правильно организованный процесс. И она приходит к нам стразу, а не потом когда-нибудь! Да, я не получаю грамоту, но я прямо сейчас получаю силу и радость. И эта награда дает мне вдохновение совершенствовать свое мастерство и уверенность в своих силах! Разве этого мало?

А теперь давайте вернемся к нашим детям. Если бы мы не были так обеспокоены получением пятерок и поступлением детей в ВУЗ сейчас, когда нашим детям 7 лет, мы бы учили их без давления и страха.
Тогда бы мы позволили себе наслаждаться самим процессом учебы и сделали его увлекательным для ребятишек.

Если бы детям был понятен процесс учебы, он бы им понравился. Они бы сами садились за уроки, а мы бы радовались том, какие они у нас самостоятельные. И тогда, не дожидаясь грандиозных результатов в будущем, мы бы прямо сейчас получили здоровых и спокойных ребетишек, увлеченных получением знаний.

Нам бы не пришлось стоять у них над душой, если бы мы вложили душу в то, чтобы помочь своим детям организовать гармоничный процесс обучения, который сохраняет и умножает их силы.